<<<Prev  | 3 Next>>>

О «Галерее высших людей»
(тема закрыта)

Новая тема   


Автор Тема:  О «Галерее высших людей» (тема закрыта) ( 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13)
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 28-07-2007 20:29   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
И кстати, я призадумался, над аналогией гения и джина, конечно же не будем столь же радикальны и уподоблять всех талантливых людей злым джинам, но доля истины по моему тут есть. Ведь слишком добрый гений вряд ли когда нибудь чего то смог добиться если бы не гордыня, а это грех, не умение переступать через препятствия (в известной мере конечно), не умение обеспечить себя финансово и т.д. Раньше могли существовать такие гении как Сократ и Диоген, сейчас наверное это уже невозможно. Я конечно утрирую, но согласитесь, что доля правды в этом есть. Тот же Эйнштейн, если бы признал приоритет Лоренца, если бы не заручился финансовой и авторитетной поддержкой и некоторые др. не совсем похожие на идеалы истинного мудреца действия, врят ли стал бы известен широкому кругу. И вообще я считаю, что гений это не только и не столько тот, кто гениален по природе, сколько тот, кому посчастливилось донести свою гениальность до широких масс. Я считаю возможным второе без первого, но никогда наоборот.
Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 30-07-2007 10:29   Email для Ladow   Домашняя страница Ladow  Профиль Ladow
Мрачноватый у вас взгляд, Джабраил. Возможно причина тут в том, что я при слове «гений» вспоминаю, прежде всего, философов и композиторов, а вы учёных. Впрочем, может я ошибаюсь? А наука такая область, которая чаще всего рассматривает вопросы далеко стоящие от морали. Философ вряд ли обойдёт тему морали, своего отношения к Богу и т.п. Так или иначе он коснётся этих тем, а если не коснётся, можно усомниться что он философ. И композитор в музыке, скорее всего, проявит своё отношение к этим вопросам. А вот учёный может десятилетиями заниматься какой-нибудь турбулентностью и ни морали, ни темы Бога вроде бы не касаться. Темы, как у вас, например, касающиеся альтруизма, довольно редки.

Интересна глава из «Заратустры» Ницше «Об учёных».

«Ибо истина в том, что ушел я из дома ученых, и еще
захлопнул дверь за собою.
(…)
Когда выдают они себя за мудрых, меня знобит от мелких
изречений и истин их; часто от мудрости их идет запах, как
будто она исходит из болота; и поистине, я слышал уже, как
лягушка квакала в ней!
Ловки они, и искусные пальцы у них -- что мое своеобразие
при многообразии их! Всякое вдевание нитки и тканье и вязанье
знают их пальцы: так вяжут они чулки духа!
Они хорошие часовые механизмы; нужно только правильно
заводить их! Тогда показывают они безошибочно время и
производят при этом легкий шум.
Подобно мельницам, работают они и стучат: только
подбрасывай им свои зерна! -- они уж сумеют измельчить их и
сделать белую пыль из них.
Они зорко следят за пальцами друг друга и не слишком
доверяют один другому. Изобретательные на маленькие хитрости,
подстерегают они тех, у кого хромает знание, -- подобно паукам,
подстерегают они.
Я видел, как они всегда с осторожностью приготовляют яд; и
всегда надевали они при этом стеклянные перчатки на пальцы.
Также в поддельные кости умеют они играть; и я заставал их
играющими с таким жаром, что они при этом потели.
Мы чужды друг другу, и их добродетели противны мне еще
более, чем лукавства и поддельные игральные кости их.
И когда я жил у них, я жил над ними. Оттого и невзлюбили
они меня.
Они и слышать не хотят, чтобы кто-нибудь ходил над их
головами; и потому наложили они дерева, земли и сору между мной
и головами их.
Так заглушали они шум от моих шагов; и хуже всего слушали
меня до сих пор самые ученые среди них.
Все ошибки и слабости людей нагромождали они между собою и
мной: "черным полом" называют они это в своих домах.
И все-таки хожу я со своими мыслями над головами
их; и даже если бы я захотел ходить по своим собственным
ошибкам, все-таки был бы я над ними и головами их.»


Поскольку учёные по теме своей работы редко касаются вопросов морали и отношения к Богу, обычно сложно сделать заключение о личности учёного, исходя из его работ (в отличие от философа, композитора, поэта, художника и др.). Если человек работает над ядерной энергией, квантовой механикой и т.п., сложно сказать сразу ради чего он это делает. Стремиться ли он к созиданию, к увеличению гармонии во Вселенной, или хотел бы эту Вселенную разрушить?

Вот что я писал в «Мировоззрении»:

«Свойства духа противления: стремление к деэволюции, регрессу, вырождению, уничтожению чего бы то ни было, в том числе Вселенной в целом. Этот дух стремится разрушать что бы то ни было, и если что-нибудь создаёт, то только как средство для разрушения. Он выражает собой несовершенство и стремление к гибели, гибели и собственной. По сути дух дьявола - это дух несовершенства.»

«Выше мы говорили о том, что характерной чертой духа деэволюции или дьявола является стремление к разрушению чего бы то ни было. До чего могут дойти размышления человека, руководящегося этим духом? Начав с желания уничтожить человечество и вообще жизнь на Земле, он вполне может дойти до желания уничтожить Вселенную в целом. Если вам подобное желание кажется совершенно лишённым сколько-нибудь похожих на реальные оснований, дающих надежды на его осуществление, мы напомним, например, об открытии ядерной реакции, которая, возникая при определённых условиях, вызывает лавинообразное разрушение некоторых неустойчивых атомов, а также то, что открыта она была сравнительно недавно, и до этого подобная возможность казалась бы фантастической. Наука стремительно движется вперёд. Совсем ли не убедительной для кого-то может быть идея, к примеру, о том, что возможно открытие некоего процесса, способного вызвать ядерную реакцию в масштабах Вселенной, включающую уже разрушение и устойчивых атомов? Нечто подобное, по крайней мере, нетрудно представить (*).

* Заметим, что мы говорим не о возможности этого, а о том, что некоторые люди могут думать подобным образом.»

Таким образом, понятно, к чему могут прийти размышления людей следующих, духу деэволюции (в максимуме) и в чём могут быть их вера и надежды: они могут желать разрушения Вселенной, причём такого основательного, чтобы она никогда не могла возродиться, и, следовательно, они могут желать гибели Богов и препятствий их появлению.»


Вот и получается, что какой-нибудь физик, например, может проводить свои исследования, следуя совершенно разному духу. Ради чего были открыты какие-нибудь новые частицы, химическая реакция, неизвестный до этого вирус? В каком духе действовал учёный? Из результата ещё не видно качеств человека.

Однако среди ученых встречаются личности из деятельности которых легко видно, как сильно стремятся они к высшему, к развитию и созиданию. Ну, например, деятельность Ломоносова, которого я включил в «Галерею высших людей».
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 30-07-2007 13:40   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Честно говоря, мне всегда казалось, что есть талант от Бога, а есть – от дьявола. Или люди делают его таковым, направляя или на созидание, или на разрушение. Опять же, как в зороастризме: человек – только проводник и сам выбирает свет или тьму. По поводу гениальности, как «вселения в человека некоего духа» - вполне правдоподобно. Часто ведь можно встретить в литературе такие примеры – слышал музыку, кто-то диктовал стихи, решения приходили во сне и так далее. Есенин говорил: «Пишу, как дышу». Может быть, поэтому так часто трудолюбивый талант ненавидит гения. Хотя само по себе, наверняка ничего не приходит, чтобы получить какую-то информацию, надо, по крайней мере, настроиться на «нужный канал».
Тaisauti: «И вообще я считаю, что гений это не только и не столько тот, кто гениален по природе, сколько тот, кому посчастливилось донести свою гениальность до широких масс». Действительно, история знает массу примеров о людях, чьими открытиями воспользовались другие. Мне кажется, что в этот плане искусство, как область индивидуального творчества, более благодатная нива. Так как, даже если кого-то не признали при жизни, есть надежда, что хотя бы спустя годы оценят. Как было с тем же Вивальди, который после смерти был забыт, и лишь в начале 20 века началось его возрождение. Но, в любом случае, момент судьбы, удачи, в реализации и востребованности таланта, безусловно, есть. Иногда говорят: «Неизвестно, стал бы Моцарт Моцартом, если бы не его отец».
Вопрос оказывается намного сложнее, чем кажется с первого взгляда. Хотя так красиво: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

Тaisauti: «Можно взять другой казалось бы универсальный и объективный критерий, созидание или разрушение, но во-первых созидать можно и плохое, а разрушать хорошее, и во-вторых, сейчас уже чрезмерное созидание, материальное ведет не столько к добру, столько к безнравственности, духовному опустошению». Нельзя не согласиться. Только, если можно, объясните, пожалуйста, что Вы имеете ввиду под словами «созидать плохое». Мне кажется, это всё равно, что разрушать. Не могу уловить мысль. Просто для меня созидание – это всегда со знаком «плюс», поэтому «созидать плохое» звучит для меня, как взаимоисключение. Впрочем, меня всегда подводила поверхностность суждений (это не ложная скромность, поверьте).
«Что бы отделить злого гения от доброго нужно отделить зло от добра, а это чаще невозможно». Вот тут я совсем запуталась. Действительно, отделить добро от зла иногда невероятно сложно. И пример с Петром I это подтверждает. Чем определять созидание – целью? Тут впору выносить на обсуждение новую тему: «Цель оправдывает средства»? «Сильные сделали всё, что должны были, слабые спаслись, кто смог»?
Я вот думаю – может быть, нам разграничить обсуждение: гений в искусстве, гений в науке, гений в истории государства (если можно так сформулировать)? Так как получается, что в разных областях разные детали. А тема принимает интересный оборот, хотелось бы разобраться.
Как вы считаете?
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 30-07-2007 14:34   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Ladow. Принимаю все доводы. Единственное, все таки при всей разницы ученных, людей искусства и философов, все же есть и много общего. Однако, надо признать, что мораль, вернее дух доброго созидающего начала, вытекает из самого процесса творчества музыканта и философа, по крайней мере предполагает это, для ученого - это лишь необходимое, но к сожалению не обязательное условие.
Кстати сам Ницше все таки был далек от идеала доброго гения. Зла непосредственного вроде и не совершал, но был чрезвычайно негативно настроенной личностью. Или я ошибаюсь и это лишь навязанные штампы?
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 30-07-2007 14:51   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Kerttay. Вообще трудно найти однозначный критерий, когда созидание превращается во зло. Во-первых - это конечно созидание чего то вредного, опасного, что в итоге принесет больше вреда чем пользы. Во-вторых, это когда созидание или опережает время, когда люди еще не созрели для этого, или попросту идет быстрее, чем объективные законы эволюции это определяют. Примеров можно привести множество. Ну первое, что вспомнилось, Иван Грозный слишком рано, еще в детстве познал любовь в биологическом смысле, в результате изуродованая душа и страдания для всей страны, конечно дело не только в этом. Или например ранний денежный успех "Ласкового мая", Бритни Спирс, получение ракетных технологий традиционными культурами, да много примеров.
Тема действительно интересная, но меня например интересует проблема разграничения гения и таланта. Некоторые эти понятия считают синонимами, др. отличают по силе, я например считаю, что талант - это абсолютно нормальный очень способный человек, который знает где искать, а гений - это в чем то совершенно ненормальный, даже на гране шизофрении, и потому может искать не там где надо и именно потому имеет больше шансов найти нечто совершенно новое.
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 30-07-2007 20:23   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Ladow. О Ницше я тоже подумала. Насколько я помню, его называли «Злым гением Европы», да и фашисты пытались опираться на его философию, хотя, естественно, он этого не предполагал. (Хотя Вы писали, что всё, что Вы слышали и читали о Ницше до более подробного знакомства с его работами оказалось неправдой – так что, вероятно и я ошибаюсь).
Так что философия тоже может быть небезопасной – люди всё искажают. В религии масса примеров – одни крестовые походы «во имя Господа бога» и охота на ведьм чего стоят.
Тaisauti. По поводу разграничения таланта и гениальности. Когда-то по «Культуре» был цикл фильмов, и там говорилось, что даже генетически гении и шизофреники очень похожи (поправьте, пожалуйста, если неправильно формулирую). И у многих гениев родились дети-шизофреники (у Эйнштейна в том числе). По поводу Вашей мысли о ненормальности гениев я согласна. Если принимать за норму общий уровень. Был такой фильм «Игры разума» (вроде бы основанный на реальных событиях), где здорово сыграл Рассел Кроу. Я, помню, смотрела его, вспоминала о Шумане ( с его Эвсебием и Флорестаном) и думала – а что такое ненормальность? Быть может, просто эти люди видят то, что существует, а мы этого видеть или слышать не можем. В том смысле, что это не плод их больного воображения. Просто многие сходят с ума из-за страха.
Заглянула в энциклопедию: ГЕНИЙ (лат. genius, от gens — род), в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.
Вообщем, гений – не обычный человек, это точно. Может быть, гений – это и есть Сверхчеловек? Соединение человеческого и божественного?
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 30-07-2007 20:55   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Изречения о гениях:
Гений — это талант умершего человека.
Эдмон Гонкур
Талант — это то, чем вы обладаете; гений — то, что владеет вами.
Малколм Каули
Гений — человек с талантом и прилежанием чело¬века без таланта.
Габриэль Лауб
Таланту только в счастливые минуты удается соста¬вить из точек линию, которую гений проводит одним росчерком пера.
Мария Эбнер-Эшенбах
Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.
Иммануил Кант
Гений: человек, способный решать проблемы, о которых вы и не знали, способом, который вам непо¬нятен.
Ф. Кернан
Талант работает, гений творит.
Роберт Шуман
Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок.
Артур Шопенгауэр
Функция гения заключается в том, чтобы достав¬лять мысли, которые через двадцать лет станут достояньем кретинов.
Луи Арагон
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 30-07-2007 21:57   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Спасибо, я почерпнул нечто и доселе мне неизвестное о гениях.
Особено мне понравилось изречение Шопенгауэра: "Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок". Очень неординарно и вместе с тем точно подмеченно. Кстати в чем то близкую этой мысль высказывал и Алексей, который к сожалению нас покинул. Западный прагматический подход выбивает из нас ребенка, а вместе с тем и гениальность. К сожаленью это неизбежно в рамках текущей парадигмы, для большинства.

<<<Prev  | 3 Next>>>
Новая тема   
|| На главную ||


Администратор форума: Игорь Ладов (Липатов)
Принадлежит сайту: http://igorladov.com
Copyright © 2002 "Бесплатные форумы"
Все форумы