<<<Prev  | 3 Next>>>

Смерть и похороны
(тема закрыта)

Новая тема   


Автор Тема:  Смерть и похороны (тема закрыта) ( 1 2 3 4 5 6)
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 06-09-2007 20:50   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
А мне её даже жалко стало. Несчастный человек, ведь жить в таком тесном своем эгоистическом мирке, хуже чем в самой тесной комнатке.
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 07-09-2007 12:59   Email для Matigor   Домашняя страница Matigor  Профиль Matigor
ЧТо можно сказать в извинение?
Она по профессии - школьный учитель математики, многолетний стаж.
А вы знаете, как могут калечить наши дети. Одинокая всю жизнь.
И вероятно потому не смогла ужиться с дедом, отравила ему старость.
А я грешен тем, что не предполагал всю степень ядовитости ее характера (мать, при своем в общем недалеком уме, но ощущением схватила ее суть вернее).
Еще раз говорю .... если бы предполагал весь ад, в котором жил дед три года.
ТО, что несладко, предполагал, но вот чтоб до такой степени.

И лучше узнал ее характер именно после похорон...
А с волками жить, по-волчьи выть... то бишь по-змеиному.

У нас в институте работает еще одна особа, даже внешне похожая на нее.
У меня тоже с ней конфликт по поводу составления расписания. Другие в отделе еще ничего - нормальные женщины. Не удивлюсь, если она тоже одинокая. Так вот - никакого сочувствия к людям, писал бумагу с вариантом передлки распиания - "видите ли, не пройдет" - а я уверен, что бумагу она и не читала даже.
Конечно, же ей лень перевернтывать листы с расписанием.

Собственно говоря, возникает порочный круг. Чем хуже таике люди относятся к людям, тем хуже последние относятся к ней, и тем еще более та становится ненавистницей. И еще одна черта таких людей - стремление к доминации (Дом).
Они не любят, когда им противоречат
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 07-09-2007 13:04   Email для Matigor   Домашняя страница Matigor  Профиль Matigor
Я завершаю фактологическое повествование и теперь перехожу к философской рефлексии Matigor'a.

Ужас самого момента смерти. На мой взгляд, полезно представить себе свою собственную смерть, именно тот момент агонии, когда понимаешь, что через несколько секунд твое существование будет окончено.
Вы представляете, МЕНЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ!
И не сколько боль вызывает страх, а именно вот эта мысль...
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 07-09-2007 19:36   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Я помню, как в детстве часто об этом думала – как это, меня не будет? Смотрела на стены и пыталась себе представить – как это, меня не станет? Необъяснимое ощущение, но было очень страшно. Сейчас это ощущение ушло. После смерти Мамы был такой необъяснимый страх – я вставала по ночам и, как безумная ходила по квартире, прислушиваясь к дыханию своих близких. Очень боялась смерти кого-то. Потом и это прошло. Моя самая близкая подруга детства живёт в Милане, видимся мы редко, но последний раз, когда она приезжала на похороны своей мамы, она призналась мне, что у неё обнаружили рак. И сказала: «Ты не представляешь себе, как глупо мы живём. Как теперь мне всё, что волновало раньше, кажется мелким и незначительным».

Мысли о смерти очень помогают. Думаю, надо обязательно об этом помнить. У Кастанеды есть такая фраза: «Мысль о смерти – единственное, что способно закалить наш дух». Действительно, если ты думаешь, что тебе хуже всех – вспомни о смерти – и ты поймёшь, ЧТО действительно имеет цену. Как говорится – всё поправимо, кроме смерти.
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 08-09-2007 11:34   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Memento mori. Впрочем для верующего здесь проблема только в страхе, если вера неглубокая, а что если..., если вера глубокая, в страхе резкой перемены своей судьбы. Это не так и страшно. Хуже атеисту. Ему только остается довольствоваться тем, что он останется жить в своих детях и в том что он после себя оставил.
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 08-09-2007 13:07   Email для Matigor   Домашняя страница Matigor  Профиль Matigor
Керти, вы очень точно ухватили суть.
Джабраил, а вы очень верно сказали об атеистах. Некоторые считают, что религия существует благодаря страху перед смертью - она как бы обещает посмертное существование. Я не думаю, что психологическое основание религии таково, но сбрасывать этот факт со счетов нельзя.

Вот разговаривал в Инете с одним буддистом. У них такое спасение - "я" иллюзия, "я" - это проявленное Атма (Дух), поэтому и смерти нет, ибо гибнет только отражение, образ, а не сама сущность. У христиан лекарство понятно - душа идет в рай, где у нее какое вечное существование. А вот у атеиста нет утешения. Поэтому логичен вывод - не может быть атеистом, кто ценит свое "я", т.е. то, что в нем мыслит, чувствет и ощущает. Физиологи скажут, что "я" это процесс в нейронах и таким образом тоже в некотором роде иллюзия. но такое рассуждение чересчур логично, а передд смертью человек, вероятно, думает - неужели это конец?

Вот для человека, кто в агонии - это переломный момент сознания, когда оно еще есть, еще четко и оттого знает, чувствует, что скоро отойдет - как бы перед глазами возникнет черный занавес. И в некоторомо роде неясно, то ли "я" погибает, то ли мир для него вокруг, сужаясь, погибает.
Я пишу это, как бы представляя собственную смерть. Среди нас никто не имеет доподлинного опыта предсмертных мгновений - поэтому все это предположения. Избито сравнение смерти со сном. И я бы добавил, представьте, что вы засыпаете (но ум еще бодр), и знаете, что настанет утро, но вы не проснетесь.

И еще обстоятельство, возможно, будет увеличивать страдание умирающего. Он-то доподлинно знает, что погибает только он один, что жизнь будет идти без него, что его знакомые по-прежнему будут ходить на работу.

Наверное, есть защитный механизм, отвлекающий нас от мыслей о смерти - "она нескоро", "она не для меня", "я умру, но когда-то". Т.е. о смерти мы стараемся знать теоретически, а не эмоционально. И вот если все-таки человек настойчиво подумал о смерти (своей), то его отчаянный протест, его мука тут же встречает утешителей. Уже упомянутая буддийская сказка. Или христианская. А ведь возможен вариант, когда Бог есть, но когда он не спасет вашу душу. Либо потому что вы грешник, либо потому что вся христианская докрина есть ложь. Я не исключаю того факта, что Бог где-то в стороне сидит и смеется над тем, каким Его измыслили люди (например, страдающим на кресте). В сущности людей много (было, есть и будет), почему Бог обязан сохранять именно вашу душу?
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 08-09-2007 16:44   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Matigor. Я вас прекрасно понимаю. Сам раньше часто об этом задумывался. А вообще я живу по приципу не слишком забивать себе голову тем, что от тебя не зависит и что ты изменить не в состоянии. Понимаю конечно, что есть в этом что-то от политики страуса, но жить пока не мешает. С другой стороны конечно знание конца полезно в аксиологческом плане.

Не избежать конца пути земного
Вели же принести вина хмельного
Чудак, ведь тыж не золото, тебя
Раз закопав не откопают снова
Омар Хайям

Мне нравится, я уже писал об этом, что у вас глубокая вера сочетается с таким отнюдь не догматическим пониманием религии, я тоже об этом думал. Мы часто невольно антропоизируем Бога, приписываем ему нашу сущность, поскольку другой не знаем, а что в действительности...
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 08-09-2007 19:06   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Matigor. Очень интересные мысли. Действительно, так или иначе, но мы не знаем, что в конце? Как сказал Конфуций: «Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?».
Но честно говоря, я в этом вопросе солидарна с Тaisauti. Психологи часто пишут, что мы или вспоминаем прошлое, или думаем о будущем – в конечном итоге, так и жизнь проходит мимо. Я думаю, лучше жить настоящим, сегодняшним днём. Но не забывать о смерти, как о жизненном ориентире. Кто-то сказал: «Смерть превращает жизнь в судьбу». Хотя, если быть честной до конца – верю в жизнь после смерти. Не знаю, как буддист или по-другому. На эту тему написано много книг – «Есть ли жизнь после смерти?», проводятся многочисленные исследования людей, перенесших клиническую смерть и т.д. Конечно, нет прямых доказательств жизни после смерти, но, так же, не доказано и обратное. Как говорится, отсутствие наличия не означает отсутствия, как такового. Можно просто верить или нет. Я верю. Но жить стараюсь здесь и сейчас.
Есть такой момент – многие считают, что если не присутствовать на похоронах, то запомнишь человека живым и он как бы не умрёт для тебя. Я тоже раньше так думала. Но потом поняла, что даже, когда ты хоронишь сам, всё равно не осознаешь смерти. Близкий человек всегда рядом с тобой, ты, даже не ощущая физически его присутствия, как бы соразмеряешь свою жизнь с ним. Слова, поступки, советы близких людей всегда рядом с нами. Ощущается их родство. Не могу сказать за всех, но у меня так.
Михаил_в
мастер
сообщений: 217
отправлено 08-09-2007 21:14   Email для Михаил_в   Домашняя страница Михаил_в  Профиль Михаил_в
Зря вы так Матигор. Думаю у атеиста есть вполне материалистичное утешение. Жить так, чтобы люди вспоминали тебя добром, помнили по хорошим делам. Жить в умах живых. Вот это и есть настоящая жизнь после смерти.
По поводу ритуала захоронения. Считаю, что полезнее – сожжение, а пепел по ветру и поменьше печали. Но и так, чтобы поменьше кощунственного поведения.

Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 08-09-2007 21:17   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Михаил В. "По поводу ритуала захоронения. Считаю, что полезнее – сожжение, а пепел по ветру и поменьше печали. Но и так, чтобы поменьше кощунственного поведения".
Согласна с Вами. Очень хочу, чтобы меня именно так захоронили.

P.S. Крутой смайлик.
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 10-09-2007 21:41   Email для Matigor   Домашняя страница Matigor  Профиль Matigor
Господа, не скрою, разочарован вашими ответами... Они... несерьезны
Продолжение в следующий раз.
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 10-09-2007 22:52   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Matigor. «Господа, не скрою, разочарован вашими ответами... Они... несерьезны».
Скорее всего, Вы правы. Но, как мне кажется, всё дело в том, что Вы сейчас чувствуете этот вопрос намного глубже и тоньше, чем мы.
Михаил_в
мастер
сообщений: 217
отправлено 11-09-2007 15:37   Email для Михаил_в   Домашняя страница Михаил_в  Профиль Михаил_в
Зря Вы, Матигор, обиделись. В моем сообщении все серьезно, кроме смайлика. За него прошу прощение.
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 11-09-2007 16:50   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Попробую дать более развернутый ответ, хоть никогда об этом глубоко не задумывался.
Что бы понять, что такое смерть, нужно сначала определить, что такое жизнь. Здесь чтобы не уходить в ненужные дебри, дам самое примитивное определение, данное еще Энгельсом: "Жизнь есть способ существования белковых тел". Значит, если не будет таковых условий для белков и они начнут денатурироваться, распадаться на пептиды, т.е. тело обратится в прах, то это и есть смерть. Но мы всегда подсознательно не это имеем в виду, тут главная ошибка, мы всегда смерть ассоциируем со смертью разума. При этом жизнь почему-то у нас ассоциируется не с появлением сознания и рефлексии, а с рождением на свет.
Если так понимать смерть, то весьма вероятно, что смерти нет. Есть и др. точка зрения, менее общепринятая, но на мой взгляд более точная, смерть - это потеря памяти, ведь я - это прежде всего моя память, отбери ее у меня и я перестану быть самостью для себя, каким я был. Есть прекрасное философское (на мой взгляд) произведение А.Гайдара: «Горячий камень». Кто сядет на него, помолодеет. Молодежь понятно не хотела, а старик тоже отказался, он не хотел терять память прожитых лет. И вот тут все сложнее. Я не уверен, что после смерти, если и остается разум, остается и память о прошлых годах. Здесь я соглашусь с Платоном. Ведь если будет сохраняться память неограниченно долго, неизбежна стагнация, безразличие, апатия ко всему, а это не лучше смерти. Периодически память должна очищаться от неизбежной догматизации сознания.
Если же смерть понимать как смерть сознания, то нужно определить, что есть сознание. Ребенок тогда до 6-8 месяцев и неживой вовсе. Я предполагаю, что сознание феноменологически формируется из комплекса условных рефлексов, после того, как их количество достигает какого либо критического уровня. После того, как ребенок получает какой то минимум информации, которую он еще не осознает глубоко, вдруг в один момент происходит прозрение, он открывает самого себя, понимает, что вот это он, а это те кого он любит, хоть и не понимает еще кто это. Я считаю, что величайшим открытием человечества было открытие самого себя, когда обезьяна вдруг поняла о своем существовании. Я думаю, что рефлексия - это не только часть сознания, а это и есть сознание, все остальное формируется вокруг. Ну тогда получается, что потеря самосознания равносильна смерти, если например пьяный человек не помнит себя или на кого-то нашел приступ шизофрении и через некоторое время он с удивлением обнаружил, что уже не лето а зима, значит все это время, которое прошло он фактически и не жил. Если даже и реально переселение душ, то тогда это уже все равно не вечная жизнь, мы каждый раз умираем и кто-то вновь рождается, используя нашу душу лишь как субстанцию. Тут можно привести известный парадокс с собственными клонами, в каком из них именно ты как самость? Если во всех, то почему ты одновременно не осознаешь их всех, если в одном, то почему остальные не сомневаются, что они именно ты и есть? Если например, ты глядя на собственного двойника застрелишься, то ты просто умрешь, а он останется жить, либо ты тут же окажешься в шкуре двойника? Однозначно нет. Может быть есть какое то трансцендентальное начало, которое неделимо? Поэтому я не верю в вечную жизнь, полученную путем клонирования двойника. Значит, что есть самосознание, знание о себе, фактически память о прожитых годах + некая трансцендентальная сущность, которая неделима. Эта сущность без памяти не ты и память без этой сущности тоже не ты и только вместе они создают тебя.
Единственный компромиссный вариант бессмертия - это постепенная потеря знаний и идеалов полученных ранее и замещение их новыми, тогда я как личность буду конечно превращаться в другую личность, но сохранится преемственность и не будут стагнации сознания.
Есть еще и идея, согласно которой сознание есть интегрированный конгломерат ячеек памяти мозга, а если так, то почему мозг каждого человека не может быть такой ячейкой и почему тогда нельзя говорить о глобальном сознании. Но ведь тогда интегрироваться могут ячейки сознания с другими разумными ячейками во Вселенной и на этой основе возможно формирование Суперсознания (при условии если будет обмен информации между ними)? Мне давно уже пришла в голову эта идея, правда тогда она мне показалась сумасбродной, однако после я что то подобное встретил у русских космистов, да и у Ладова весьма интересные идеи об этом. Но если так, то смерть одной ячейки лишь частичная смерть и если мы оставим след памяти о себе, то наше сознание будет частью, хоть и малой суперсознания. В любом случае если жизнь в какой то степени это память, то оставив память мы и не умрем полностью.

<<<Prev  | 3 Next>>>
Новая тема   
|| На главную ||


Администратор форума: Игорь Ладов (Липатов)
Принадлежит сайту: http://igorladov.com
Copyright © 2002 "Бесплатные форумы"
Все форумы