<<<Prev  | 8 Next>>>

Смелость или осторожность?
(тема закрыта)

Новая тема   


Автор Тема:  Смелость или осторожность? (тема закрыта) ( 1 2 3 4 5 6 7 8 9)
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 16-01-2008 19:40   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Матигор. А чем плоха прямолинейность? Если можно объяснить просто. В любом случае, поступок такой объяснить рационально если можно, тогда тут всё понятно. Другое дело, что некоторые люди не видят себя со стороны, так это их проблема. Т.е. то что в принципе нельзя объяснить рационально посюсторонним разумом, то и трансцендентно.
Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 17-01-2008 10:39   Email для Ladow   Домашняя страница Ladow  Профиль Ladow
goldenspace: «Замечено,кстати,что самые честные меньше всего любят говорить о чести - это для них естественный способ восприятия действительности,частица сознания,а не понятие извне,примеренное на себя.»


Верное замечание. Некоторые люди имеют в себе развитое чувство того что честно, правдиво, истинно, благородно, тактично. Это можно назвать внутренней честью, она чём-то может быть сходна с «честью», правила которой утверждены общепринятыми понятиями в обществе. Однако такое чувство более гибко к конкретной ситуации, более связано с внутренним рассуждением, анализом.

Даль говорит, прежде всего, о такой чести: «ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. »

Слово «честь» родственно со словом «честность», следовательно, когда речь идёт о внутренней чести, надо подразумевать, что человек внутри себя способен рассуждать честно, правдиво.

Таким образом, в рассуждении о чести мы, прежде всего, должны иметь ввиду, что существует честь внутренняя и честь, понятия которой приняты в конкретном обществе. В определённой ситуации понятия их могут совпадать, а могут и не совпадать.


Матигор: Стоит ли честь делить на мужкую, дворянскую или есть просто "честь"?

Конечно, "честь" может быть очень разной. Как и законы. Например, в понятия «мужской» чести могут и не входить представления о чести по отношению дуэлей. Я уже не говорю, что бывает и девичья честь. Даже в преступной среде есть какие-то понятия наподобие «чести».

А вот одинакова ли внутренняя честь у разных людей? Скажем, принадлежащих разным народам, эпохам, культурам? Думаю, некоторая разница быть может, однако тут должно объединять то, что правда то одна, и правдивое внутреннее рассуждение должно приводить к одинаковым выводам. И в этом смысле внутренняя честь это то, что одинаково в лучших и высших людях не смотря на воспитание, время, традиции и т.д.

Кстати говоря, внутренняя честность имеет прямое отношение к обсуждаемой теме, поскольку требует часто не малой смелости.
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 17-01-2008 12:07   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Здесь мы плавно вошли в область морали. Внутреннюю честь можно ассоциировать с максимами, а честь на уровне общественных принципов с императивами. В идеале они совпадают как и у Канта.
Может быть Матигор подразумевал под трансцендентной основой чести именно такую честь которая не бывает мужской, девичьей либо какой ещё, она попросту проистекает изнутри святая святых человека, его души. Кстати мне кажется, что именно такая честь прерогатива избранных.
Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 21-01-2008 10:41   Email для Ladow   Домашняя страница Ladow  Профиль Ladow
Тайсаев: «Здесь мы плавно вошли в область морали.»


Верно, вот несколько цитат из Ницше к обсуждаемому вопросу («По ту сторону добра и зла»):

«Есть мораль господ и мораль рабов, спешу прибавить, что во всех высших и смешанных культурах мы видим также попытки согласовать обе морали, ещё чаще видим, что они переплетаются одна с другою, взаимно не понимая друг друга, иногда же упорно существуют бок о бок - даже в одном и том же человеке, в одной душе. Различения моральных ценностей возникли либо среди господствующей касты, которая с удовлетворением сознаёт своё отличие от подвластных ей людей, - либо среди подвластных, среди рабов и зависимых всех степеней. В первом случае, когда понятие «хороший» устанавливается господствующей кастой, отличительной чертой, определяющей ранг, считаются возвышенные, гордые состояния души. Знатный человек отделяет от себя существ, выражающих собою нечто противоположное таким возвышенным, гордым состояниям: он презирает их. Следует заметить, что в этой морали первого рода противоположение «хороший» и «плохой» значит то же самое, что «знатный» и «презренный», - противоположение «добрый» и «злой» другого происхождения. Презрением клеймят человека трусливого, малодушного, мелочного, думающего об узкой пользе, а также недоверчивого, со взглядом исподлобья, унижающегося, - собачью породу людей, выносящую дурное обхождение, попрошайку-льстеца и прежде всего лжеца: все аристократы глубоко уверены в лживости простого народа. «Мы, правдивые» - так называли себя благородные в Древней Греции.»

«Люди знатной породы чувствуют себя мерилом ценностей, они не нуждаются в одобрении, они говорят: «что вредно для меня, то вредно само по себе», они сознают себя тем, что вообще только и даёт достоинство вещам, они созидают ценности.»

«Но более всего мораль людей властвующих чужда и тягостна современному вкусу строгостью своего принципа, что обязанности существуют только по отношению к себе подобным, что по отношению к существам более низкого ранга, по отношению ко всему чуждому можно поступать по благоусмотрению или «по влечению сердца» и, во всяком случае, находясь «по ту сторону добра и зла»».
Matigor
мастер
сообщений: 869
отправлено 21-01-2008 11:52   Email для Matigor   Домашняя страница Matigor  Профиль Matigor
Меня, конечно, более интересует внутренная честь. В отличие от чести мундира - хотя и в ней есть какое-то величие, что ли ("я не могу поступить так, поскольку мундир не позволяет").

Скажите, а куда отнесете старый античный пример. Некий спартанский отряд подросктов куда-то бежал, тренировался. По прибытии на место у одно из них был прокушен живот. Оказалось, он по время бега держал при себе лисенка (но стыдился об этом сказать).
Куда отнесете это, к внутреней или внешней? (он немного, конечно, нелеп, но все же).
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 21-01-2008 22:40   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Про лисёнка пожалуйста подробнее, а то получается дурачок какой то, взял лисёнка, а оказался крокодил. Да дело даже и не этом. Дурак он и есть дурак, но в чём здесь мораль?
Kerttay
мастер
сообщений: 451
отправлено 21-01-2008 23:29   Email для Kerttay   Домашняя страница Kerttay  Профиль Kerttay
Я сейчас на сессии. Недавно у нас была очень интересная лекция по Истории науки. С областью негуманитарных знаний у меня, мягко говоря, плохо, поэтому эта замечательная лекция очень меня заинтриговала, заставила задуматься. Обратилась к информации о теории относительности, в который раз попробовала разобраться с преобразованиями Лоренца, почитала статьи по синергетике, в частности статью Пригожина «Кость ещё не брошена» - очень интересная работа. Но дело не в этом.
Всё во Вселенной является энергией. Согласно квантовой физике – что создаёт мир? – энергия. Энергия - вечная и могущественная. Согласно теологии – что создаёт мир? – Бог – вечный и всемогущий. (Здесь я приблизилась к пониманию Вашей, Игорь, теории о Сверхчеловеке). И когда мы осознаём себя (в физическом смысле) телом – не ошибаемся ли мы? Ведь если бы наш разум осознавал нашу собственную бесконечную сущность, быть может, не стоял бы и выбор: смелость или осторожность? И как часто, двигаясь к собственной цели или выбирая смелость, мы сосредотачиваемся не на том, чего хотим достичь, а на тех препятствиях, которые надо преодолеть. Быть может, поэтому и проигрываем? И говорим себе – это не работает, надо быть осторожным. Ведь как сказал Юнг: «То, чему ты сопротивляешься, остаётся».
Всё-таки мы сами – создатели нашей Вселенной. Вот мне очень понравилась одна из основных мыслей синергетики: «Мы живем в эпоху флуктуаций и бифуркаций, когда индивидуальные действия являются существенными».
Ну ладно, я слишком увлеклась.

Матигор, отвечу позже, хорошо? Мысли есть, а со временем пока проблемы.
Yaroslav
Гость

отправлено 22-01-2008 01:09   Email для Yaroslav   Домашняя страница Yaroslav  Профиль Yaroslav
Джабраил, я слышал эту историю про лисёнка, но в варианте, что парень его взял что бы приручить, а не дёргался, когда тот его грыз, дабы не нарушать дисциплину строя. ИМХО, вполне нормальное поведение.
2 All. Не совсем понял пример со стайкой подонков. Если у них есть орудие, и они совершают противоправные деяния, то для чего убегать? Они сами себя обозначили как "легитимная цель".
Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 22-01-2008 09:59   Email для Ladow   Домашняя страница Ladow  Профиль Ladow
Матигор: «Скажите, а куда отнесете старый античный пример. Некий спартанский отряд подросктов куда-то бежал, тренировался. По прибытии на место у одно из них был прокушен живот. Оказалось, он по время бега держал при себе лисенка (но стыдился об этом сказать). Куда отнесете это, к внутреней или внешней?»


История про лисёнка, видимо, из Плутарха, жизнеописание Ликурга. Она там изложена несколько иначе:

«...Все добывается кражей: одни идут на огороды, другие с величайшей осторожностью, пуская в ход всю свою хитрость, пробираются на общие трапезы мужей. Если мальчишка попадался, его жестоко избивали плетью за нерадивое и неловкое воровство. Крали они и всякую иную провизию, какая только попадалась под руку, учась ловко нападать на спящих или зазевавшихся караульных. Наказанием попавшимся были не только побои, но и голод: детей кормили весьма скудно, чтобы, перенося лишения, они сами, волей-неволей, понаторели в дерзости и хитрости. (...)
Воруя, дети соблюдали величайшую осторожность; один из них, как рассказывают, украв лисенка, спрятал его у себя под плащом, и хотя зверек разорвал ему когтями и зубами живот, мальчик, чтобы скрыть свой поступок, крепился до тех пор, пока не умер.»


Тут речь, мне кажется, скорее о внешней «чести». В принципе, в некоторых случаях внешняя и внутренняя честь могут в той или иной мере совпадать. Но тут явно сильное влияние внешних представлений, поэтому и роль внешней «чести», очевидно, велика.
Ladow
admin
сообщений: 777
отправлено 22-01-2008 11:17   Email для Ladow   Домашняя страница Ladow  Профиль Ladow
Yaroslav: «...вполне нормальное поведение.»

В данном случае (с лисёнком) общественные цели или польза ставятся намного выше личных. Понятно, что польза обществу от подобного фанатизма может быть. Однако моральная сторона может вызывать вопросы.


Yaroslav: «...Они сами себя обозначили как "легитимная цель".»

Вы, наверное, о законности сопротивления. На практике, к сожалению, дело может повернуться так, что человек будет ещё и виноват в том, что не дал себя избить или убить.
Михаил_В
мастер
сообщений: 217
отправлено 22-01-2008 17:58   Email для Михаил_В   Домашняя страница Михаил_В  Профиль Михаил_В
Да, Ярослав, возможно вы не попадали в подобные ситуации? Или у вас покровители в органах? Или разные города? У нас знаете ли ссыльный город еще начиная со времен Алексей Михайловича у нас одних зон в области, чтоб не соврать более десяти(?) а это сильно влияет на криминогенную ситуацию. Как-то поздно я возвращался домой один. На меня напали сначала трое, но вижу слабаки, как-нибудь раскидаю. Смотрю, а к ним еще человек десять бегут, чувствую не сдюжу супротив такой оравы. Тем более наслышан о том, что из этой стороны города, с тяжелыми увечьями, доставляются в больницы, регулярно. Освободился от захватов, (почему раньше не вспомнил об этом – не знаю?).и побежал. Один слышу бежал да упал в темноте. Но я бегу некогда оглядываться. Слышу кто-то ловчее меня догоняет… Вдруг вспоминаю: ведь, у меня газовый пистолет! Ну пальнул, чтобы не бегал так быстро. Тут на мое счастье или несчастье патруль. Так эти двое раненых на меня заяву подают. К тому же все оказались работниками милиции и студентами юр фака…
taisauti
мастер
сообщений: 711
отправлено 22-01-2008 21:20   Email для taisauti   Домашняя страница taisauti  Профиль taisauti
Михаил. Да уж городок у вас не скучный!!! Один мой друг, весьма щуплой наружности переехал в Астрахань и работает там инспектором по делам несовершеннолетних. Так его эти самые подростки как то загнали на чердак и там избили.

<<<Prev  | 8 Next>>>
Новая тема   
|| На главную ||


Администратор форума: Игорь Ладов (Липатов)
Принадлежит сайту: http://igorladov.com
Copyright © 2002 "Бесплатные форумы"
Все форумы